Мониторинг дорожного полотна при непрерывном транспортном потоке.

Девиз сингапурского управления дорожного транспорта: «Сохраняем движение жизни». Организация подтвердила его созданием системы массового скоростного транзита – «Thomson». Это дорожная артерия вдоль восточного побережья повышает пропускную способность по транспортным коридорам между севером и югом города. Новая транзитная система ощутимо повысит транспортную доступность делового центра и района причалов.

Инфраструктура новой скоростной системы сокращает время в пути за счёт 43 километровой ветки метро между станциями «Significantly Woodlands North» и «Sungei Bedok», а также подземной скоростной трассы (по три полосы в каждую сторону) «Seletar» с очень плотным потоком на участке в 4 с половиной километра. В этом месте мониторинг наземной части дорожного полотна был особенно важен, так как даже его незначительные деформации над тоннелем могли негативно повлиять на стабильность движения автотранспорта.

Компания «Tritech Engineering & Testing (S) Pte Ltd.» была привлечена для наладки и пуска системы автоматизированного геодезического мониторинга дорожного полотна в режиме реального времени. Для обеспечения условий контракта в таких специфических условиях с жёсткими требованиями по точности измерений компания «Tritech» использовала решения «Leica Geosystems».

Сканирующий тахеометр Leica NOVA MS50

Используя сканирующий роботизированный тахеометр Leica NOVA MS50 совместно с настольным программным обеспечением Leica GeoMoS, компания «Tritech» смогла запустить систему автоматического мониторинга дорожного полотна на особо проблемном двухкилометровом промежутке данной трассы. Этот участок находился вблизи работающих буровых установок тоннелей «Tunnel Boring Machines». Роботизированный тахеометр Leica NOVA MS50 позволяет не только выполнять традиционные измерения на призмы в автоматизированном режиме, но и осуществлять сканирование объектов в безотражательном режиме со скоростью до 1 000 тчк/с. Эта уникальная возможность позволила избежать установки отражателей на проезжую часть дорожного полотна, которые неизбежно были бы уничтожены проходящим автотранспортом.

«Со сканирующим тахеометром Leica Nova MS50 мы смогли создать и запустить систему автоматического мониторинга дорожного полотна и повысили производительность, сведя к минимуму влияние ошибок человеческого фактора благодаря автоматизации рабочего процесса.» — подытожил доктор Tor Yam Khoon (ведущий геодезист компании «Tritech Engineering & Testing (S) Pte. Ltd.») – «Система также хороша тем, что быстро передаёт результаты измерений по беспроводному каналу связи в конце каждого цикла мониторинга.»

Функционал сканирования тахеометра позволяет оперативно анализировать развитие деформационных процессов на объекте. Благодаря широкоугольной и коаксиальной цифровым камерам тахеометра Leica NOVA MS50 и уникальному функционалу настольного программного обеспечения Leica GeoMoS области сканирования проблемной части дорожного полотна стало возможным задавать удалённо, то есть прямо у ПК, на котором установлено вышеуказанное ПО.

Такое инновационное решение позволило повысить:

  • точность и надёжность измерений;
  • оперативность получения данных зон мониторинга объекта;
  • скорость принятия решений при сильных деформациях исследуемой части дорожного полотна.

«Leica Nova MS50 — прекрасное сочетание роботизированного тахеометра и наземного лазерного сканера, которое можно применять для автоматизированного геодезического мониторинга объектов как с использованием призм, так и без них благодаря настольному ПО Leica GeoMoS и цифровым камерам инструмента. Эффективность использования данного решения для цикличного сканирования горизонтальной поверхности дорожного покрытия была успешно продемонстрирована на данном проекте,» — сказал доктор Tor – «нормальные векторы деформации участка полотна, конечно же, проще определять по динамике отображаемых отклонений сотен и даже тысяч точек, чем по единичным отклонениям при выполнении измерений в обычном безотражательном режиме.»

Результаты измерений 8 сканирующих тахеометров были подвергнуты тщательному анализу в собственном программном обеспечении, предназначенном для задач деформационного геодезического мониторинга, компании «Tritech». Автоматизированное оборудование, способное выполнять четырёхчасовые циклы наблюдений семь дней в неделю, позволило существенно сократить трудозатраты и снизить стоимость производства работ.

Данные сканирования передавались с тахеометров Leica NOVA MS50, работающих с наблюдательных вышек четырёхметровой высоты. Вышки были расставлены через 25 м на обочинах четырёхполосного участка дороги. Четыре области сканирования были выделены белой разметкой, пересекающей дорогу. Таким образом, осуществлялось сканирование 16 участков дорожных полос с постоянными временными интервалами. Между станциями, установленными на расстоянии 25 м, были определены участки дополнительных стоянок сканирующего тахеометра через каждые 5 м. Эти результаты будут добавлены в единый блок данных мониторинга для закрытия «пробелов» или пустых мест, возникающих из-за плановых и внештатных ситуаций, прерывающих циклы автоматизированных наблюдений. Пока производятся наблюдения на одной станции установки тахеометра Leica NOVA MS50, на другой происходит автоматическое ориентирование инструмента и старт нового цикла сканирования соответствующей зоны работ.

Профессиональная техническая поддержка из-за границы

Для запуска такого автоматизированного процесса возникало немало сложностей на начальном этапе. Инженеры сингапурского представительства «Leica Geosystems» плотно взаимодействовали с коллегами из головного офиса в Швейцарии для поиска максимально эффективного и автоматизированного решения.

«Когда возникла необходимость заменить один из сканирующих тахеометров Leica во время проведения одного из цикла наблюдений на нашем объекте, не возникло никаких нежелательных последствий или простоев в работе благодаря профессиональной и оперативной технической поддержке «Leica Geosystems.» — сказал доктор Tor.

Современные технологии компании «Leica Geosystems» позволили сингапурскому управлению дорожного транспорта ещё раз доказать свой простой, но такой важный для безопасности человеческой жизни слоган: «Сохраняем движение жизни».